Газета "Коммерсантъ": Сосновский судостроительный завод определился с планами развития

Сосновский судостроительный завод в Кировской области определился с планами развития на ближайшие три года. Верфь строит лоцмейстерское судно для Росморпорта, а всего до 2020 года рассчитывает выпустить 27 судов. Региональные власти пытаются помочь заводу найти заказчиков, а эксперты полагают, что загрузить предприятие можно рыболовецкими судами и катерами.

О том, что Сосновский судостроительный завод (ССЗ, поселок Сосновка Кировской области) до 2020 года рассчитывает построить 27 судов и единиц морской техники, сообщили в правительстве региона со ссылкой на «Перспективный план размещения заказов на строительство судов и морской техники на период до 2020 года». В рамках этого плана завод строит три лоцмейстерских судна для ФГУП «Росморпорт». По плану заказчиками остальных судов станут рыбодобывающие компании, которые пока определяются с проектами и исполнителями. Что касается портфеля заказов на 2018 год, завод уже заявился на конкурсы по строительству судов для «Транснефти» и ФКУ «Речводпуть», а также ведет переговоры с другими заказчиками, которых пока не раскрывает.

Напомним, основанный почти сто лет назад Сосновский судостроительный завод последние несколько лет оставался без крупных заказов и сейчас загружен примерно на 30%. Предприятие накопило порядка 1,2 млрд долгов перед Новикомбанком (опорный банк «Ростеха»), Сбербанком, сотрудниками и налоговыми органами. Верфь закупала оборудование за рубежом и из-за девальвации рубля не смогла расплатиться вовремя. Долги недавно взялась реструктурировать дочерняя компания госкорпорации «Ростех» — «РТ-Капитал», которая пообещала помочь ССЗ с заказами. В «Ростехе» „Ъ“ сообщили, что первоочередной задачей для «РТ-Капитал» является недопущение социальной напряженности, поскольку завод является градообразующим предприятием: «План погашения разработан, в настоящий момент идет процесс его согласования между ОАО ССЗ и „Ростехом“. В этом году корпорация уже направила 20 млн руб. на погашение задолженности по заработной плате перед работниками завода и поставщиками, поскольку они не позволяют осуществлять нормальную производственную деятельность». Именно это позволило достроить первое судно и отправить его заказчику, отмечают в госкорпорации. Возвращать деньги «Ростеху» завод должен начать в середине 2018 года исходя из операционных возможностей.

Потенциальными покупателями судов ССЗ в госкорпорации видят ФГУП «Росморпорт» (соответствующее намерение закреплено в соглашении о реструктуризации долгов при условии восстановления верфи), который мог бы заказать в Кирове гражданские катера различного назначения. Помочь с загрузкой предприятия вызвались и областные власти, которые попросили Росрыболовство и Росморречфлот подыскать инвесторов на достройку судов. В среднем в год ССЗ может строить три лоцмейстерских судна, либо шесть катеров типа «Балтика», либо 10 водолазных судов.

Одной из главных проблем предприятия, помимо долговой нагрузки, остается то, что в основном Вятка не судоходна. Еще летом врио губернатора Кировской области Игорь Васильев заявил, что после восстановления завода должно начаться возрождение судоходства на Вятке.

Один из участников рынка полагает, что загрузку предприятия могли бы обеспечить заказы на рыболовецкие суда: завод в советское время специализировался именно на них и обеспечен необходимыми мощностями для строительства кораблей длиной до 60 м. Со стороны Росморпорта при наличии договоренностей могут быть размещены заказы на лоцмейстерские суда, лоцманские катера или шаланды, полагает эксперт. Что касается проблемы судоходности Вятки, то, по мнению участника рынка, в ее решении могут быть заинтересованы не только судостроители: перспективным может стать развитие добычи песчано-гравийной смеси в русле реки.