Ростех: при реформировании законодательства о банкротстве важно учитывать накопленный опыт оборонно-промышленного комплекса

Ростех совместно с Российским экономическим университетом (РЭУ) им. Г. В. Плеханова и Национальным союзом профессионалов антикризисного управления (НСПАУ) подготовили экспертные предложения по совершенствованию законодательного регулирования процедур банкротства в отношении предприятий стратегического назначения, оборонно-промышленного комплекса. В их подготовке приняло участие свыше 300 представителей научного сообщества, промышленности, банковского сектора, арбитражных управляющих, предпринимателей, компаний, специализирующиеся на финансовом оздоровлении и реструктуризации.

Экспертные предложения были представлены членам Правительственной комиссии РФ по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса. Их принятие позволит увеличить количество реабилитационных процедур в 7-10 раз к 2025 году, повысить процент возврата заемных средств кредиторам в 2 раза, стабилизировать финансовое положение предприятий ОПК и предотвратить «цепные» банкротства в смежных отраслях.

Прежде всего, предложения касаются увеличение количества реабилитационных процедур в отношении предприятий промышленного комплекса, закрепления на законодательном уровне статуса специализированных антикризисных компаний, задача которых разработка и реализация плана мероприятий по выводу предприятий из предбанкротной ситуации, обязательных требований к таким компаниям.

«Ростех занимается финансовым оздоровлением и реструктуризацией активов фактически с момента его создания в 2007-м году, когда треть из переданных корпорации активов находилась в предбанкротном состоянии. За прошедшие годы проделана колоссальная работа, корпорация выработала различные подходы к финансовому оздоровлению: от адресных и точечных мероприятий до комплексной реструктуризации бизнес-процессов, в том числе с использованием процедур банкротства. Мы за это время разработали и реализовали более 80 программ финансового оздоровления организаций оборонно-промышленного комплекса. Сегодня мы работаем над оздоровлением крупных проблемных холдингов: Уралвагонзавод, ОАК, Концерн «Тракторные заводы», — отметил заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Александр Назаров— «За прошедшие 12 лет мы накопили значительный опыт и надеемся, что наша экспертиза в области финансового оздоровления будет полезна для всего оборонно-промышленный комплекса».

Осознавая необходимость выработки новых подходов к финансовому оздоровлению ОПК, реструктуризации предприятий, совместно Ростех совместно с Национальным союзом профессионалов антикризисного управления и РЭУ им Г.В. Плеханова провел серию стратегических сессий по вопросам финансового оздоровления и банкротства предприятий ОПК с участием всех участников процесса.

Дискуссии проходили на фоне подготовки масштабных изменений в закон о банкротстве. В отдельных аспектах позиция экспертов совпадала с предложенной новым законопроектом, в других — существенно расходилась.

Основное внимание специалисты отвели вопросу значительного сокращения реабилитационных процедур в течение последних пяти лет. Ежегодно инициируется свыше 10 тысяч дел о банкротстве юридических лиц, при этом доля реабилитационных процедур не превышает 1%. В 2019 году суды ввели 228 процедур внешнего управления и финансового оздоровления, что на 1,2% (297) меньше чем в 2018 году. Это противоречит интересам промышленности, при реструктуризации которой на первый план выходит сохранение компетенций и квалифицированных специалистов, выполнение гособоронзаказа.

Профессиональное сообщество сочло необходимым доработать законодательное регулирование реабилитационных процедур и, прежде всего, для стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса. Эксперты предложили разграничить понятия реабилитационных процедур «финансового оздоровления», «внешнего управления», «реструктуризация активов», их цели и функции. Эксперты и практики отметили, что резкое сокращение видов реабилитационных процедур до одной — «реструктуризации долгов» — несёт заметные риски, поскольку это предложение сокращает возможности адресного их применения в отношении конкретного предприятия.

Эксперты согласились с предложением Минэкономразвития увеличить срок реабилитационных процедур до 4 и более лет. Данный срок необходим для финансового оздоровления промышленных предприятий с длительным циклом производства и невысокой рентабельностью производства.

Второй острой темой стало предложение о введение в законодательство положения об антикризисных компаниях для промышленного сектора, задача которых осуществлять реструктуризацию и развитие проблемных активов. Законодательное закрепление статуса, роли и функций таких компаний будет способствовать развитию реабилитационной направленности института банкротства в России, предотвращению «цепных реакций» банкротства в смежных отраслях экономики, повышению количества работающих предприятий в стране.

«Очень своевременной была постановка вопроса о введении в законодательство понятия об „антикризисных компаниях“ и их легализации. В настоящий момент их рыночную нишу занимают полукриминальные „проектные офисы“ и „юридические сервисы“, которые используют законодательные пробелы с целью уклонения от уплаты задолженности, корпоративных захватов, недобросовестной конкуренции. Очень важно и то, что обсуждение ведется совместно с Национальным союзом профессионалов антикризисного управлениях», — отметил президент Национального союза профессионалов антикризисного управления, первый руководитель Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротству) Сергей Беляев.

Еще одной важной темой стало закрепление отдельного порядка в законе о банкротстве, который регламентирует специфику антикризисного управления предприятиями стратегического назначения и ОПК и проведение процедур их банкротства. Специалисты предложили ввести преимущественное применение реабилитационных процедур для этих предприятий. Ее проведение должно происходить с привлечением антикризисной компании, которая координирует с Правительственной комиссией программы действий, информируют о мерах по финансовому оздоровлению и их итогах. В качестве вознаграждения организаций-санатора предлагается рассмотреть государственные преференции, такие как государственные гарантии по кредитам, привлекаемым на финансовое оздоровление; налоговые льготы на средне- или долгосрочную перспективу и иное.

Дискуссии на круглых столах вскрыли еще один значимый аспект для организаций ОПК: в новом законопроекте контролирующие собственники встанут в пятую очередь кредиторов, что означает минимальные шансы на возврат их вложений в реализацию госконтрактов и поддержания работоспособности предприятия. Контролирующие лица будут лишены права голоса на собраниях кредиторов и утратят возможность каким-либо образом влиять на реализацию предприятием ГОЗ в процедурах банкротства.

«В текущей редакции поправок в закон о банкротстве профессиональное сообщество увидело риски. Приоритет в процедурах банкротства организаций ОПК будут иметь кредиторы, перед которыми стоит основная цель по возврату задолженности, и у которых отсутствует потребность в сохранении высококвалифицированных специалистов, компетенций организаций ОПК, производственных цепочек и кооперации. Также законопроект предусматривает обязательное прекращение в течение 9 месяцев деятельности предприятия-должника, в отношении которого введена процедура конкурсного производства. С учетом длительности производственных циклов, этого просто может не хватить на завершение существующих контрактов, проведение необходимых процедур по сохранению производственного и научного потенциала. Поэтому сегодня нужно прорабатывать новую модель взаимоотношений между всеми участниками процесса банкротства стратегических организаций», — отметил генеральный директор ООО «РТ-Капитал» Кирилл Федоров.

Экспертные предложения направлены на создание абсолютно новой модели взаимоотношений между всеми участниками процедуры, учитывающей интересы кредиторов, менеджмента и собственников предприятий, работников должника. Они призваны сбалансировать интересы всех заинтересованных сторон, гармонизировать законодательство в сфере антикризисного управления и финансового оздоровлений предприятий ОПК, выработать единые подходы к реабилитационным финансовым процедурам и повысить их применяемость в антикризисном управлении.