РТ-Капитал

Эксклюзивное интервью генерального директора «РТ-Капитал» Семёна Якубова

16 марта 2023 г.
Эксклюзивное интервью генерального директора «РТ-Капитал» Семёна Якубова

https://www.ntv.ru/peredacha/Pozdnyakov/m50720/o719899/video/ 

Генеральный директор «РТ-Капитал» Семён Якубов в программе «Поздняков» на НТВ ответил на вопросы о будущем станкостроительного холдинга Государственной корпорации «Ростех», о том почему технологический суверенитет в данной сфере критически важен и позволят ли отрасли свои кадры и научные компетенции самостоятельно двигаться вперед.

Кирилл Поздняков: Семён, скажите, какие проблемы в области отечественного станкостроения обозначились в результате введения против нас беспрецедентных санкций? Есть понимание уровня зависимости от импорта?

— В 2022 году на рынке произошли кардинальные изменения: с одной стороны, резко вырос спрос на станки, ввиду необходимости исполнения производственных программ и возросшего гособоронзаказа, с другой стороны - резко были ограничены возможности импорта. И наши станкостроители столкнулись с проблемой, когда предприятия из недружественных стран отказались от поставок комплектующих изделий. В связи с этим была проведена масштабная работа по реструктуризации производств и поиску новых поставщиков оборудования. Были подобраны российские производители, в том числе по таким важным узлам, как ЧПУ, созданы новые маршруты поставок с учетом логистических ограничений, налажен контакт с компаниями из стран Азии. И оказалось так, что в моменте острота вопроса снята, но остается на сегодня достаточно серьезная зависимость от дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования. Именно поэтому в стратегии развития группы компании «СТАН», которая находится в контуре госкорпорации «Ростех», предусмотрено развитие собственного производства основных узлов — это мотор-шпиндели, магазины, фрезерные головки. А также создание цепочки надежных поставщиков.

Кирилл Поздняков: Ну, и как мы понимаем, это поставщики либо отечественные, либо из дружественных стран.

— Либо отечественные, либо из дружественных стран.

Кирилл Поздняков: Масштаб работ Вам понятен, исходя из того, что-то нужно заместить, что-то нужно самим произвести. Насколько мощно выглядит эта программа?

— Вы знаете, программа, на самом деле, масштабная, поскольку доля импорта составляет 75-80 процентов.

Кирилл Поздняков: На сегодня?

— На сегодня, да. И ввиду этого правительство во взаимодействии с предприятиями промышленности, и госкорпорация «Ростех» активно в этом участвует, разрабатывает федеральный проект развития станкоинструментальной промышленности, где будут очерчены пути развития вплоть до 2030 года. 

Кирилл Поздняков: У нас дорожная карта какая-то есть, сейчас у нас зависимость 75 процентов

— 75-80 процентов.

Кирилл Поздняков: Когда мы должны выйти, допустим, на 50 процентов и постепенно снижать эту цифру?

— В перспективе четырех-пяти лет мы, я думаю, выйдем на цифру где-то 50 процентов. 

Кирилл Поздняков: Скажите, а для каких отраслей в первую очередь, что называется, важно, чтобы мы производили свое родное? Как я знаю, например, в фармацевтической промышленности говорят о том, что им нужно высокоточное оборудование. 

—  Как известно станки — это средство производства и основа промышленности. Отрасль широкого применения, начиная от металлообработки, заканчивая кузнечнопрессовым оборудованием, современными производствами, такими как аддитивные, лазерные технологии и другие. И вот по всем этим направлениям нам важно достичь технологического суверенитета.

Кирилл Поздняков: А в чем грамотнее оценить рынок станков в России? В единицах, в рублях или как-то еще? 

— На практике оба подходы применимы: если оценивать это все в стоимостном выражении, то принято оценивать в рублях и за последние годы рынок станков в России составлял 120-130 миллиардов рублей. Если же говорить о рынке потребления станков в единицах, то он оценивается где-то в 40 тысяч станков в год. Это станки разные, начиная от самых простых - шлифовальных, до портальных станков. И вот сейчас в рамках того же федерального проекта готовится классификатор, в котором будут указаны и типы, и размеры этих станков. 

Кирилл Поздняков: Забавно. Вроде бы у нас станкостроение достаточно такое пожилое, что называется, имеет длительную историю, долгую, даже славную, можно сказать. А такого реестра нет до сих пор или он был в Советском Союзе?

— В Советском Союзе он был. Более того, в Советском Союзе была практика переписи всего станочного парка, и последняя такая перепись была в 80-х годах. И вот, по сути, создаваемый в рамках федерального проекта классификатор позволит определить необходимость конкретной отрасли в конкретных станках.

Кирилл Поздняков: А вот нам своих собственных мощностей, компетенций хватает для того, чтобы двигаться вперед самостоятельно? Или нам придется прислушиваться к чьему-то опыту? 

— Вы знаете, для нас на сегодня стратегическая задача, как для госкорпорации «Ростех», поскольку мы производим токарные, шлифовальные, портальные, фрезерные станки, основные наши заказчики — это авиация и оборонно-промышленный комплекс. Для нас остро стоит сегодня вопрос увеличения строительства гражданских судов и обеспечения бесперебойного выполнения гособоронзаказа. Поэтому мы сосредоточены на этих сегментах рынка. 

Кирилл Поздняков: Ну, то есть для этих сегментов рынка мы достаточно компетентны?

— Да. 

Кирилл Поздняков: А как обстоят дела с кадрами в отрасли? 

— Кадры в промышленности высокотехнологичной, к которой относится и станкоинструментальная промышленность — это основа для выпуска качественной продукции. И именно поэтому мы, в стратегии развития группы компаний «СТАН», уделяем этому особенное внимание, особенное внимание персоналу по вопросам конкурентности заработных плат, систем мотивации и возможности реализовать себя в профессии. Если же говорить о потенциале, то мы развиваем на сегодня программы обучения молодежи для их вовлеченности в отрасль в учебных заведениях-партнерах.

Кирилл Поздняков: А на какой стадии на сегодняшний день находится строительство профильного холдинга? Я знаю, что вот этот холдинг, он претендует, по-моему, на 50 процентов рынка российских промышленных станков. И, в принципе, даже готов конкуренцию в будущем составлять и нашим зарубежным партнерам. 

— Кирилл, в госкорпорации «Ростех» проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности производства и снижение долговой нагрузки предприятий. Это будет единый холдинг, куда будут погружены действующие станкостроительные заводы, научно-исследовательские институты и производители инструмента. 

Кирилл Поздняков: То есть с научной мыслью у нас должно быть все в порядке? 

— Да. Мы планируем в рамках этого холдинга создать, развивать имеющиеся институт, особенно московский ВНИИИНСТРУМЕНТ, он тоже будет структурным подразделением холдинга. И, собственно говоря, эта консолидация, она уже практически завершена. 

Кирилл Поздняков: А все ли предприятия, которые должны объединиться в этот холдинг, находятся в добром здравии? Кому требовалась помощь? Кому-то она, может быть, требуется в данный момент?

— В своё время госкорпорации «Ростех» удалось предотвратить банкротство группы компаний «СТАН» и сегодня в стратегии развития компании, компаний предусмотрены инвестиции в станочный парк, в капитальный ремонт действующих производств, а, значит, повышение эффективности диспетчеризации и пополнение запаса комплектующих изделий. Вместе с тем, если говорить уже укрупненно, то, конечно же, основная задача стоит не только в перевооружении текущих производств, которые отчасти являются наследием советского еще периода, но и в строительстве новых заводов.

Кирилл Поздняков: Ну и сколько таких новых заводов нужно построить?  

— Мы - как госкорпорация «Ростех», рассматриваем в планах, и правительство нас в этом поддерживает, что, условно, в ближайшие годы мы на территории одного из субъектов начнем проектирование и строительство абсолютно нового завода. Мы сейчас ведем соответствующую работу и по выбору места дислокации, с учетом локации, наличия там кадрового потенциала. И где-то в перспективе трех-четырех лет такое производство поставить. 

Кирилл Поздняков: Кто-то считает, что главные проблемы отрасли - это недостаток оборотных средств, выключая их пополнение, финансирование со стороны банков, а также разрозненность научного сопровождения. Ну, вроде как у нас потенциал и с той, и с другой точки зрения имеется.

— Оборотные средства и проектное финансирование являются важным фактором развития любой промышленности, и станкостроение здесь не исключение. И именно поэтому мы поддерживаем все усилия государства по предоставлению доступа предприятий к финансовым инструментам. А также поддержки потребителей станков. Есть разные формы поддержки, это и инвестиционный вычет, и покрытие лизинга. Контракт жизненного цикла, который начинается от производства оборудования и проходит весь цикл его использования, там и ремонт, и модернизация.

Кирилл Поздняков: Очень многие отрасли жалуются как раз на то, что долгие деньги для банка это не самая выгодная история, к сожалению.

—  На самом деле в практике не так много примеров контрактов жизненного цикла, поэтому, может быть, банки боятся чего-то нового. Но то, что за этим будущее, и это важно, как и для заказчика, так и для потребителя, в этом сомнений нет.

Кирилл Поздняков: Не секрет, сколько стоит новый завод. Параметр цифр мы можем назвать какой-то? 

— Это десятки миллиардов рублей.

Кирилл Поздняков: Сколько стоит производство одного станка? Что называется, с момента проектирования и до запуска в производство. 

— Тут все зависит от поставленной задачи: модернизация базовой модели станка — это одна задача. 

Кирилл Поздняков: А если с нуля?

— Разработка и производство нового станка — это совершенно иная задача. И мы, собственно говоря, подходим к этому вопросу перманентно, поскольку в станкостроении на месте стоять нельзя. Тут можно привести в пример те разработки, которые сегодня есть в московском ВНИИИНСТРУМЕНТе, где в рамках НИОКРов изготавливаются два современных станка для режущего инструмента, и сроки производства таких станков занимают два и более года. То есть от начала и до серийного производства. А стоимость одной такой разработки составляет более 100 миллионов рублей. Очень важны работы в рамках НИР и НИОКР, и соответствующие меры государственной поддержки в рамках этих работ, направленные на их финансирование. либо софинансирование.

Кирилл Поздняков: Семен, я так полагаю, что наши конкуренты в этой сфере тоже не дремлют. Вы говорите: что на то, чтобы разработать с нуля станок, нужно иногда до двух лет. Не уходят в это время наши конкуренты вперед? 

— С учетом того, что на сегодня импорт западного оборудования на территорию страны попал под запрет, то, наверное, говорить о какой-то конкуренции не совсем корректно. И здесь, мне кажется, важнее думать не о конкуренции с конкретными поставщиками, а о надежном обеспечении промышленных предприятий современным оборудованием. 

Кирилл Поздняков: Ну, у нас же собственно конкуренция одним Западом не ограничивается. Потому что, ну, вот эти новые логистические цепочки на восточном направлении или там, я не знаю, на южном, которые мы находим, они так или иначе тоже подразумевают некую конкуренцию?

— Да, но здесь на самом деле важной задачей является налаживание правильных цепочек кооперации, поскольку станок по сути — это такой некий конструктор. Нет предприятий, которые собирают все узлы станка целиком. И современные предприятия, в том числе из западных стран, устроены именно по такому принципу. Поэтому то, что Вы называете конкуренцией, в нынешних условиях я бы назвал кооперацией. 

Кирилл Поздняков: Новые производства строить нужно, оглядываясь на рынки. То есть мы в первую очередь будем насыщать свой собственный рынок? Или мы уже примерно себе представляем, что это будет, например, рынок ЕврАзЭс, что может быть мы в Индию что-то будем подставлять, ещё куда-то там, на Ближний Восток?

— Задача краткосрочная, среднесрочная - обеспечить качественными станками современными наше машиностроение, оборонно-промышленный комплекс. И в силу этих задач мы в ближайшее время продукцию группы компаний «СТАН» не планируем поставлять на экспорт. Между тем, в последующем, поставки нашей продукции в страны ЕврАзЭс или в другие страны, могут быть достаточно перспективным направлением в развитии компании. 

Кирилл Поздняков: Китайский опыт нам насколько интересен и насколько применим в наших условиях? Поскольку мы, если лапу на сердце положить, понимаем, что что через их головы, через их руки прошло немало технологий. В том числе западных.  

— Китай добился больших успехов во многих отраслях промышленности и этот опыт нам, безусловно, интересен. Мы готовы как к кооперации с китайскими компаниями, так и к обмену опытом с ними. А также с компаниями из других стран, которые не проводят враждебную и антироссийскую политику. Допустим, динамично станкостроение развивается также в Индии и Бразилии. С кем мы сегодня активно взаимодействуем это Индия, Бразилия, Китай, Турция, где эти компетенции тоже есть. 

Кирилл Поздняков: А вот элементной базы, есть же такое понятие, да? 

— Да, конечно. 

Кирилл Поздняков: Нам хватает, для того чтобы все делать самостоятельно? Чтобы не зависеть тоже ни от кого? Ну я не знаю, может быть, есть какой-нибудь там особый там сплав пластика, который применяется где-то там, не знаю, ручечка какая-то важная или там кнопочка на станке с ЧПУ? 

— На сегодня зависимость от импорта, как я уже говорил, с учетом того, что во многих отраслях промышленности востребованы точные станки, в силу этого остается зависимость от покупных комплектующих изделий, которые на территории Российской Федерации пока не производятся. Именно поэтому в стратегии группы компаний «СТАН» и в подходах государственной корпорации «Ростех», которые поддерживаются министерством промышленности и торговли, стоит задача не только развить свой холдинг, а еще и развивать наших партнеров, в том числе частные российские компании, которые, имеют какие-то компетенции по производству отдельных узлов для производства станка. 

Кирилл Поздняков: Вы имеете в виду высокотехнологичные узлы, да? Я-то посконную какую-то правду имею в виду. Просто металл, пластик. С этим проблем нет? Краска какая-то особая. 

— Нет, с этим проблем нет. 

Кирилл Поздняков: А в целом, если оценить ближайшие годы, как Вы оцениваете выход на полный технологический суверенитет?

— Мы хотим его добиться в перспективе. Но я еще раз повторяю, что невозможно все импортозаместить. Две трети земного шара — это те страны, которые готовы с нами работать и развивать бизнес. Поэтому у нас нет задачи все импортазместить. Мы будем развивать собственные компетенции и особенно важные узлы, но в тоже время, в рамках кооперации, будем взаимодействовать с иностранными партнерами. Это абсолютно нормальный подход в станкоинструментальной отрасли.

Публикации РТ-Капитал
РТ-Капитал организовал реабилитацию детей из Белгородской области
19 апреля 2024 г.
РТ-Капитал организовал реабилитацию детей из Белгородской области
РТ-Капитал
«Октава» представит новейшие разработки в области электроакустического оборудования на «Армии 2023»
14 августа 2023 г.
«Октава» представит новейшие разработки в области электроакустического оборудования на «Армии 2023»
РТ-Капитал
Активы «РТ-Капитал» начнут продаваться на Портале DA
16 августа 2023 г.
Активы «РТ-Капитал» начнут продаваться на Портале DA
РТ-Капитал
Подписаться на новости
Подписаться
Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных