Тема: Право
Тип: Экспертные колонки - Финансово-правовой статус государственных корпораций
В современном мире государственные корпорации оказывают значительное влияние на экономику многих стран. Они являются особыми юридическими лицами, созданными государством для выполнения определённых функций и задач. Тем не менее, финансово-правовой статус таких корпораций вызывает много вопросов и споров.
Артем Гаценко, юрист Департамента по правовой работе ООО «РТ-Капитал», в экспертной колонке рассматривает основные аспекты финансово-правового статуса государственных корпораций и их особенности.
Государственные корпорации, как особые субъекты права, имеют ряд особенностей в части своей правовой природы. Указанное обстоятельство определяет их особый финансово-правовой статус. В дальнейшем тексте мы рассмотрим особенности государственных корпораций и их правовой статус.
Та или иная государственная корпорация создается в соответствии с федеральным законом, в котором определяются цели ее деятельности, правовое положение, порядок формирования имущества, взаимодействие с органами государственной власти, управленческая структура, отчетность государственной корпорации и аудит. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная корпорация — это «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций» (п. 1 ст. 7.1.). В соответствии с п. 2 ст. 7.1. государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации, при этом она обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Каждая из ныне существующих государственных корпораций наделена разным объемом публичных полномочий в соответствии с федеральным законом, которым она была создана.
В частности, Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» по своей правовой природе являются государственными органами, наделенными полномочиями по нормативно-правовому регулированию в соответствующих областях, а Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ осуществляет деятельность с целью устойчивого социально-экономического развития государства и общества, а также вправе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации осуществлять функции агента Правительства РФ. Агентство по страхованию вкладов наделено государственно-властными полномочиями в банковской сфере в части обеспечения функционирования системы страхования вкладов посредством осуществления сбора страховых взносов и контроля за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов.
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» осуществляет деятельность связанную с содействием разработки, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции российскими организациями (в том числе организациями оборонно-промышленного комплекса), участвует в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения, в организации выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и мобилизационного плана, долгосрочных целевых программ, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества. В частности, АО «Рособоронэкспорт» Государственной корпорации «Ростех» наделено Указом Президента РФ от 26.11.2007 № 1577 «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт» статусом государственного посредника при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, а также полномочиями осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения.
Государственная корпорация как субъект с особым правовым статусом
Особенность правового статуса государственной корпорации заключается в том, что, становясь собственником государственного имущества государственная корпорация использует это имущество не в частных интересах, а в публичных интересах, интересах всего общества, что является характерной чертой публичной собственности. Как отмечается в научной литературе фонд денежных средств государственных корпораций сочетает в себе правовую природу как частного, так и публичного фонда денежных средств.
Такая двойственность правового статуса государственных корпораций обусловлена тем, что с одной стороны они — государственные корпорации —получают государственное имущество в собственность и выполняют делегированные государством функции в наиболее важных сферах общественной жизни (атомная энергетика, космическая деятельность, разработки в сфере оборонной промышленности), а с другой стороны государственные корпорации вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых та или иная государственная корпорация создана, при этом прибыль, полученная в результате такой деятельности, направляется исключительно на достижение целей исходя из которых государственная корпорация создавалась.
По мнению некоторых правоведов законодатель облек государственную корпорацию в определение указанное в п. 1 ст. 7.1. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для того, чтобы в экономическом обороте она функционировала идентично другим субъектам гражданско-правовых отношений, находясь с ними в одной правовой плоскости и статутности, но при этом внутриорганизационная деятельность государственной корпорации свидетельствует о том, что она никак не подпадает под стандарты «классических» корпораций.Также в научной литературе отмечается то, что создание и функционирование государственных корпораций подразумевает внедрение коммерческих принципов в систему организации государственной власти, что, по мнению отдельных ученых, является одним из вариантов повышения эффективности государственного аппарата.
Финансово-правовой статус государственных корпораций как отражение их двойственной правовой природы
Комбинация частного и публичного в правовой природе государственных корпораций отражается и на финансово-правовом статусе государственных корпораций.
Как было отмечено выше, государство передает государственным корпорациям публичные финансы (имущество в том или ином виде) для достижения ими установленных законодательством целей. Безусловно, распределение публичных финансов предполагает и государственный финансовый контроль за их расходованием, который установлен в отношении государственных корпораций пунктом 3.4. статьи 7.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 266.1. Бюджетного кодекса РФ, а также отдельными федеральными законами, которыми создается та или иная государственная корпорация.
В соответствии с положениями отдельных федеральных законов, регулирующих деятельность государственных корпораций, государственные корпорации предоставляют отчет о своей деятельности за отчетный год (отчет о выполнении программы деятельности, отчет о достижении ключевых показателей эффективности деятельности), а также годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной власти.
Так государственные корпорации «Роскосмос», «Росатом» и «ВЭБ.РФ» предоставляют такую отчетность в Правительство РФ, Агентство по страхованию вкладов – в Правительство РФ и в Банк России, а государственная корпорация «Ростех» - Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ. Государственные корпорации «Роскосмос» и «Росатом» также предоставляют отчет об использовании средств федерального бюджета. Посредством такой отчетности государство осуществляет контроль за эффективностью деятельности государственных корпораций.
Особенность финансово-правового статуса государственных корпораций также проявляется в особом порядке предоставления субсидий, который установлен статьей 78.3. Бюджетного кодекса РФ, а также Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2017 № 1453). Выделяемые из бюджета субсидии могут предоставляться и дочерним обществам государственных корпораций, которым, по сути, государственные корпорации делегируют свои функции или наделяют определенными компетенциями.
Двойственная правовая природа государственных корпораций позволяет при осуществлении ими своих публичных функций применять не только публично-правовые механизмы распределения финансирования своим дочерним обществам в рамках бюджетного законодательства. Будучи некоммерческим юридическим лицом государственная корпорация может использовать и гражданско-правовые механизмы распределения денежных средств внутри своей организационно-правовой структуры, например предоставляя целевые займы, передавая акции и доли одних дочерних обществ в качестве взносов в уставные (складочные) капиталы в уставные складочные капиталы других дочерних обществ, осуществляя переуступку прав требования и т.д. При этом, гражданско-правовые механизмы распределения денежных средств внутри корпоративного контура государственных корпораций имеют публичную цель в силу специфики деятельности и правовой природы самих государственных корпораций и их дочерних обществ.
Таким образом, для финансово-правового статуса государственных корпораций при осуществлении ими финансовой деятельности характерно сочетание публичного и частного, которое выражается в сочетании широкой автономии и наличии государственного контроля, а также направленности на достижение исключительно публичных целей и задач в наиболее значимых для государства и общества областях.