К празднованию 79-летия окончания Великой Отечественной войны Ленинградский Северный завод, находится под управлением «РТ-Капитал» Госкорпорации Ростех, отреставрировал знаковый мемориал — «Трудящимся объединения, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Заводчане своими силами восстановили центральную скульптурную группу (памятная стела) и два стенда (по бокам от стелы), на одном из которых представлена история завода, а на втором - его ветераны.
Мемориальный комплекс был возведен на территории завода в 1980 году к 35-летию Победы Советского народа над фашистской Германией. Комплекс возводился силами работников завода: металлическая стела изготавливалась цехом №27, над гранитным основанием трудился цех №20, а стенды - работа 18-го цеха.
В военные годы предприятие было перепрофилировано в оборонный комплекс, создававший ряд бомбардировщиков среди которых был и Пе-8 (ТБ-7), первым бомбивший Берлин. Так, во время блокады Ленинграда завод продолжал работать на полную мощность. На ремонтной базе трудилось около 800 рабочих и 40 инженеров. Несмотря на трудные условия блокады, рабочие завода и их семьи, сражаясь с голодом и тяжелыми условиями жизни, за годы войны отремонтировали и ввели в строй более 2500 самолетов.
Ежегодно, в преддверии дня празднования Великой победы, действующие и бывшие работники завода собираются у Мемориального комплекса, чтобы возложить цветы и провести минуту молчания в знак благодарности и уважения к ветеранам, увековеченным в мемориале, среди которых Герой Советского Союза, летчик и командир звена - Чибисов Юрий Васильевич, работавший электромонтером по обслуживанию электрического оборудования завода. Герой социалистического труда, награжденный медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и «За оборону Советского Заполярья» Третьяков Георгий Федорович. И еще 20 героев Великой отечественной войны, награжденные медалями «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За взятие Варшавы» и «За взятие Берлина».
Ленинградский Северный завод был создан в 1878 году и стал первым российским авиационным предприятием. Начало строительства было заложено 4 октября купцом первой гильдии, почетным гражданином Санкт-Петербурга Михаилом Павловичем Фридландом.
Русское самолетостроение берет свое начало в 1909 году, когда на базе предприятия был создан авиационный отдел завода. Главным конструктором отдела стал будущий изобретатель вертолета Игорь Иванович Сикорский. По его проектам в 1913 — 1917 годах выпускались самые большие для своего времени четырехмоторные бомбардировщики «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец».
После Гражданской войны на заводе осваивается, а затем разворачивается крупносерийное руководство учебных бипланов У-2, позже переименованных в По-2 по фамилии их конструктора — Николая Николаевича Поликарпова, которые выпускались заводом с 1929 по 1940 год. В этот же период завод под руководством авиаконструктора Дмитрия Павловича Григоровича выпускает летающие лодки М5 и М9.
Во время войны завод был эвакуирован. На базе были развернуты авиаремонтные мастерские, обслуживавшие боевые самолеты Ленинградского Фронта, работавшие с Комендантского Аэродрома. После войны на заводе под руководством авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева разворачивается серийное производство легких спортивных самолётов Як-11 и Як-18, а также «Летающего вагона» — вертолета Як-24. В 1952 году заводом были изготовлены три опытных 24-местных двухмоторных вертолета ЯК-24.
С 1958 года завод меняет свой профиль и переходит от самолетостроения к производству летательных аппаратов класса «земля-воздух» или, проще говоря, ракетных комплексов. На нем создаются различные модификации ракет для противовоздушной обороны страны: 13Д и 20Д для комплекса С-75. Позже завод при взаимодействии с генеральным конструктором Петром Дмитриевичем Грушиным осваивает производство зенитных ракет для комплексов С-200 и С-300, составляющих и поныне основу вооружения ПВО страны.
За более чем 140-летний период своей истории завод освоил множество производств по направлениям металлообработки, судостроения, автомобилестроения, авиастроения, выпуска оборонной, а также продукции космических модулей.