РТ-Капитал СТАН Ростех

Профессии Ростеха: инженер-конструктор в станкостроении

28 ноября 2023 г.
Профессии Ростеха: инженер-конструктор в станкостроении

https://rostec.ru/news/professii-rostekha-inzhener-konstruktor-v-stankostroenii/

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружия, промышленных дизайнерах, маркшейдерах, криптографах и десятках других специальностей.

Наш сегодняшний герой – инженер-конструктор в станкостроительной отрасли. О своем опыте и нюансах профессии рассказывает Роман Андрейчиков, главный конструктор Ивановского станкостроительного завода (входит в холдинг СТАН под управлением компании «РТ-Капитал», дочерней организации Ростеха). Здесь производят горизонтальные фрезерно-расточные обрабатывающие центры.

– Расскажите, пожалуйста, о своем карьерном пути. Что предопределило ваш выбор в пользу профессии станкостроителя?

− Моим любимым предметом в школе была история, и изначально я выбирал гуманитарное направление подготовки для поступления в вуз. Ближе к концу 11-го класса мы с моим братом стали посещать дни открытых дверей различных омских университетов, гуманитарных и технических, и однажды попали на экскурсию по кафедре «Металлорежущие станки и инструменты» машиностроительного института Омского государственного технического университета. Я получил огромное удовольствие от увиденного, и во мне проснулся интерес к станкам, что и определило мой выбор направления подготовки.

В 2015 году я переехал в Иваново, на родину жены. Моя специальность – инженер, и после переезда я пошел устраиваться на Ивановский станкостроительный завод. Там меня встретил начальник цеха и сказал: «Зачем тебе на станке стоять? Иди лучше в конструктора». Я был несколько удивлен, но тем не менее отправился на собеседование. Все прошло успешно и как-то неожиданно быстро, и буквально на следующий день я уже вышел на работу.

Поначалу было тяжело, поскольку то, к чему тебя готовят в университете, и то, с чем ты имеешь дело на практике, – это две разные вещи. Тем не менее хочу сказать, что в работе мне и по сей день приносят пользу все те знания, которые я приобрел в стенах университета – все, без исключения.

− Как вы стали главным конструктором завода? Поделитесь впечатлениями от работы в этой должности.

− Так cлучилось, что уволился прежний главный конструктор, а его предполагаемый преемник отказался возглавить конструкторский отдел, предложив мою кандидатуру на эту должность. И я согласился. У нас отличная команда, есть костяк старожилов, у которых я учился сам и чье мнение я учитываю при принятии решений. Некоторые сотрудники коллектива, которые были моими наставниками, уже ушли на пенсию, однако я очень ценю те знания и тот опыт, что перенял от них. Несмотря на большой объем работы, я продолжаю процесс самообразования и постоянно учусь чему-то новому. Это один из моих принципов – нужно учиться всегда.

Что касается собственных впечатлений от работы в должности главного конструктора, то это – совершенно другая стезя. Это и постановка задач сотрудникам, которые не всегда с ними согласны, и распределение ресурсов внутри отдела. Конструктора – творческие люди, и к каждому необходимо выработать индивидуальный подход. Я считаю, что это больше психологическая работа. Не могу сказать, нравится ли мне работа главным конструктором больше, чем, скажем, ведущим − она просто другая. В любом случае, готовый станок – это результат командной работы, и моя задача – не только определять стратегию решения конкретной задачи, но также поддерживать в рабочем состоянии «коллективный разум» отдела и обеспечивать его работу.

− Как проходит ваш рабочий день?

− Каждый рабочий день я начинаю с обхода производства. Там же, в цехах, провожу рабочие совещания со сборщиками, технологами, специалистами ОТК, другими отделами. По большей части управление самим конструкторским отделом осуществляет мой заместитель – начальник бюро механики, а я преимущественно решаю межотделовые вопросы – с производственниками, инженерами и другими.

Также стараюсь уделять внимание молодежи. К нам приходят студенты, с которыми я общаюсь, рассказываю о работе завода, а также оцениваю уровень знаний, навыков и степень заинтересованности. В итоге часть из них устраиваются к нам на работу еще до окончания вуза. Считаю такой подход обоснованным в силу того, что, по моему опыту, нужно потратить 3-5 лет на подготовку грамотного инженера-конструктора с учетом профильного образования, которого фактически сейчас не дают. Поэтому рассматриваем ребят смежных специальностей и дальше погружаем их непосредственно в атмосферу работы реального завода, даем возможность им освоиться и вникнуть в специфику наших процессов.

− Расскажите о своих профессиональных достижениях. Какие проекты запомнились вам больше всего?

− Первый важный проект, в реализации которого я принял непосредственное участие как конструктор, – это разработка аналога план-шайбы чешского производства методом обратного инжиниринга с внесением изменений в базовую конструкцию для применения в конкретном станке. Разработанный нашей командой узел заработал с первого раза, что уже хорошо (смеется).

Еще один пример – портальный станок СК6П. Станок уникальный, с подвижными столом и траверсой, предназначен для обработки заготовок из титана. На момент его изготовления в 2017 году аналогов в России ему не было.

В целом нужно отметить, что задача конструктора – непрерывно генерировать новые идеи и воплощать их в конкретных технических решениях, что позволит либо выпускать новую продукцию, либо совершенствовать уже имеющиеся станки в части жесткости, точности, надежности и других параметров. И примеров таких удачных решений нашего конструкторского отдела достаточно, однако важно понимать, что все это является результатом коллективного труда людей, объединенных общей идеей – это ключевой фактор плодотворной работы.

− Что вы думаете о нынешней ситуации в отечественном станкостроении?

− Она непростая. Происходит смена поколений – уходят конструктора старой школы, а на их место приходят совсем молодые ребята, другой формации и с другими подходами к жизни и к работе. Кроме того, сейчас престиж таких профессий, как конструктор или технолог, находится на недостаточно высоком уровне – это необходимо исправлять.

В целом работа конструктора крайне интересная. Каждый день ты работаешь для того, чтобы создать нечто новое. Также остается актуальной для отрасли проблема с обновлением парка производственного оборудования. Это прямое следствие того, что на протяжении двадцати лет никто не вкладывался в отечественное станкостроение. Тем не менее я считаю, что сейчас у нашего станкостроения в силу разных причин имеются хорошие перспективы.

− Какие планы на ближайшее будущее?

− Наша ключевая задача в обозримой перспективе – реализация проекта по производству горизонтально-расточных центров, который в виде идеи зародился еще во времена СССР, в 1970-е годы. Это очень перспективная тема – в нулевые и десятые годы нынешнего века лидерство в этом сегменте отечественного рынка захватили и долго удерживали чехи, и сейчас у нас есть шанс занять эту нишу.

− А что касается ваших личных планов?

− Сдать готовые станки заказчикам (смеется). На самом деле, все мои планы связаны с работой. Хоть я и руковожу отделом уже два года, считаю, что мои управленческие навыки еще недостаточно хороши – нужно продолжать их прокачивать. Ну и, конечно, дальнейшее саморазвитие. Без ежедневной тяги к новым знаниям и любви к своему делу конструктор едва ли будет эффективен, а без квалифицированных конструкторов невозможно выполнять нашу главную задачу – создавать качественную и конкурентоспособную продукцию.

Публикации РТ-Капитал
СТАН создал уникальный пресс для штамповки элементов фюзеляжей самолетов
16 февраля 2024 г.
СТАН создал уникальный пресс для штамповки элементов фюзеляжей самолетов
СТАН
СТАН выпустил модернизированную модель токарного станка для авиационного двигателестроения
13 мая 2024 г.
СТАН выпустил модернизированную модель токарного станка для авиационного двигателестроения
СТАН
СТАН показал новинки отечественного станкостроения на выставке «Металлообработка»
24 мая 2024 г.
СТАН показал новинки отечественного станкостроения на выставке «Металлообработка»
СТАН
Подписаться на новости
Подписаться
Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных